Ближайшие 7-10 минут, могут изменить будущее вашего ребёнка
Чек-лист: 5 признаков, что ваш ребенок готов к программированию
Забудьте всё, что вы думали или слышали о программировании для детей
Это не про оценки и не про учебники. Это про любопытство, которое вы уже каждый день наблюдаете у своего ребенка и просто пока не знаете, как его направить в правильное русло.
Вы наверняка думаете, чтобы стать программистом, ребёнку нужно
Забудьте. Это большой миф. Реальность куда интереснее.
Настоящие признаки, это любопытство, которое заставляет искать баг в игре, и творчество, чтобы придумать свой мир в Minecraft. И вы всё это уже видели. Вопрос лишь в том, получит ли этот потенциал развитие или так и останется просто «увлечением».
Представьте себе сцену, вечер, кухня, мама (назовем ее Анастасия) пьет чай.
Ее 10-летний сын Кирилл уже полчаса смотрит один и тот же отрывок в Ниндзях из лего. Он прокручивает его уже десятый раз подряд. Не смеется, не цитирует, а внимательно смотрит, как Сенсей Ву подпрыгивает, потом отматывает и смотрит снова.
Что чувствует Анастасия?
Недоумение и раздражение: «Что это? Зациклился на одном моменте.» Она хорошая мама, поэтому просто качает головой и не одергивает его. Но ее гложет мысль: «Нормально ли это?»
А теперь та же сцена глазами IT-специалиста
Он видит перед собой не «странного» ребенка, а аналитический склад ума и настойчивость в решении задачи — качество, которое в Google ценят больше, чем пятёрки по математике.
На самом деле, вы тоже видите эти сигналы, просто понимаете их по другому. Нужно смотреть глубже.
Ребёнок не просто играет в Minecraft и Roblox — он хочет создавать собственные миры.
Мы говорим: «Сколько можно сидеть за компьютером?», видя в этом лишь развлечение.
А что, если мы ограничиваем его в том, где как раз и развиваются качества, за которые платят в IT-компаниях, таких как Google или Yandex?
Если вы, как Анастасия, когда-нибудь задавались вопросом «Как использовать его интерес к играм, чтобы от этого была польза?», значит вам пока не хватает «ключа» к его потенциалу и этот чек-лист даст вам этот ключ.
Вот 5 признаков будущего программиста, и, вполне вероятно, вы узнаете своего ребенка.
Вы наверняка думаете, чтобы стать программистом, ребёнку нужно
- Быть отличником по Математике или Информатике?
- С детства собирать роботов и разбираться в компьютерах?
- Проводить время за учебниками, вместо видео-игр?
- Быть замкнутым малообщительным интровертом?
- Побеждать на школьных олимпиадах?
Забудьте. Это большой миф. Реальность куда интереснее.
Настоящие признаки, это любопытство, которое заставляет искать баг в игре, и творчество, чтобы придумать свой мир в Minecraft. И вы всё это уже видели. Вопрос лишь в том, получит ли этот потенциал развитие или так и останется просто «увлечением».
Представьте себе сцену, вечер, кухня, мама (назовем ее Анастасия) пьет чай.
Ее 10-летний сын Кирилл уже полчаса смотрит один и тот же отрывок в Ниндзях из лего. Он прокручивает его уже десятый раз подряд. Не смеется, не цитирует, а внимательно смотрит, как Сенсей Ву подпрыгивает, потом отматывает и смотрит снова.
Что чувствует Анастасия?
Недоумение и раздражение: «Что это? Зациклился на одном моменте.» Она хорошая мама, поэтому просто качает головой и не одергивает его. Но ее гложет мысль: «Нормально ли это?»
А теперь та же сцена глазами IT-специалиста
Он видит перед собой не «странного» ребенка, а аналитический склад ума и настойчивость в решении задачи — качество, которое в Google ценят больше, чем пятёрки по математике.
На самом деле, вы тоже видите эти сигналы, просто понимаете их по другому. Нужно смотреть глубже.
Ребёнок не просто играет в Minecraft и Roblox — он хочет создавать собственные миры.
Мы говорим: «Сколько можно сидеть за компьютером?», видя в этом лишь развлечение.
А что, если мы ограничиваем его в том, где как раз и развиваются качества, за которые платят в IT-компаниях, таких как Google или Yandex?
- Что, если его «настойчивость» это упорство в поиске решения, которое ценят выше, чем средний балл в школьном аттестате?
- А его желание повторить анимацию из «Губки Боба» или создать свой мультик — это первые шаги в цифровом дизайне?
- И долгие часы в Roblox не просто игра, а тренировка усидчивости, без которой не написать ни одну программу?
Если вы, как Анастасия, когда-нибудь задавались вопросом «Как использовать его интерес к играм, чтобы от этого была польза?», значит вам пока не хватает «ключа» к его потенциалу и этот чек-лист даст вам этот ключ.
Вот 5 признаков будущего программиста, и, вполне вероятно, вы узнаете своего ребенка.
Признак 1 – Ребёнок не только играет, но и придумывает свои игры
Алгоритмическое мышление
- Что видит родитель: «Ребёнок объясняет друзьям, как пройти сложный уровень в Minecraft, или ищет нестандартные ходы в игре. Он не просто играет — он анализирует, как она устроена».
- Что это означает: Это основа алгоритмического мышления,способность выстраивать четкую последовательность действий до цели, а программирование это, как раз, создание таких последовательностей в виде программ для компьютера.
- Как это проверить: Попросите ребенка описать по шагам что-то простое, например, как собрать конкретную модель из Lego. Если он легко справляется, это верный признак склонности к алгоритмическому мышлению.
Признак 2 – Задает вопросы «А что, если...?» и проверяет гипотезы
Логическое мышление
- Что видит родитель: «Ребенок не всегда следует инструкциям, а экспериментирует: «А что будет, если я сделаю не так?».
- Что это означает: Это проявление логического и критического мышления — умение строить предположения и проверять их на практике. Это основа решения любых сложных задач в программировании.
- Как это проверить: Предложите логическую задачу, например, про лабиринт с двумя дверями и стражниками.
Перед тобой 2 двери. Одна ведет к сокровищам, другая — к верной гибели.
Возле каждой двери стоит стражник. Один всегда говорит правду, а второй — всегда лжет. Можно задать вопрос только одному из стражников.
Какой вопрос ты задашь, чтобы узнать дверь к сокровищам?
Возле каждой двери стоит стражник. Один всегда говорит правду, а второй — всегда лжет. Можно задать вопрос только одному из стражников.
Какой вопрос ты задашь, чтобы узнать дверь к сокровищам?
Важно наблюдать за ходом мысли, а не ждать единственно верного ответа. Правильных решений у этой задачи несколько.
Умение рассматривать разные варианты решения — ключевой навык для программирования.
Вот примеры правильных вопросов:
2. Какую дверь выбрал бы другой стражник, если бы я спросил, где ловушка?
Умение рассматривать разные варианты решения — ключевой навык для программирования.
Вот примеры правильных вопросов:
- Если бы я спросил у другого стражника, какая дверь ведет к сокровищам, что бы он мне ответил?
2. Какую дверь выбрал бы другой стражник, если бы я спросил, где ловушка?
Признак 3 – Увлекается процессом решения проблем
Настойчивость и поиск решений
Например: Он собирает конструктор или большой пазл на 1000 деталей и обнаруживает, что фрагмент собран неверно. Придётся все разбирать и переделывать.
Вместо слез или желания бросить, ребенок спокойно (хотя, возможно, и со вздохом) начинает разбирать неправильную часть.
И этот процесс его не деморализует, а наоборот, увлекает.
Это прямая аналогия с отладкой кода, когда программист тратит часы на поиск одной опечатки, но делает это с азартом.
- Что видит родитель: «Игра «зависла»? Ребёнок может расстроиться, но затем спокойно ищет способ исправить ситуацию: перезагружает или ищет ответ в интернете. Сам процесс решения его увлекает.
- Что это означает: Это качество часто называют «проактивным подходом к проблемам». В программировании большая часть времени посвящена именно поиску и исправлению ошибок (багов). Готовность и умение это делать — бесценна.
- Как это проверить: Обратите внимание, как ребенок реагирует на небольшие трудности в реальной жизни. Готов ли он приложить усилия сейчас, чтобы получить результат позже?
Например: Он собирает конструктор или большой пазл на 1000 деталей и обнаруживает, что фрагмент собран неверно. Придётся все разбирать и переделывать.
Вместо слез или желания бросить, ребенок спокойно (хотя, возможно, и со вздохом) начинает разбирать неправильную часть.
И этот процесс его не деморализует, а наоборот, увлекает.
Это прямая аналогия с отладкой кода, когда программист тратит часы на поиск одной опечатки, но делает это с азартом.
Признак 4 – Проявляет интерес к созданию своего контента
Творческий потенциал
- Что видит родитель: «Ему мало играть в «Minecraft» — он хочет создать свою игру. Ему мало смотреть видео — он хочет монтировать свои, как его любимые блогеры».
- Что это означает: Это стремление от потребления к созиданию. Программирование — это во многом творческий процесс.
- Как это проверить: Предложите ребенку не пройти уровень в игре, а придумать и нарисовать свой. Если эта идея его заинтересует, ему может понравится и программирование, как инструмент для творчества.
Признак 5 – Интересуется, «как это устроено»
Системное мышление и любознательность
Что видит родитель: «Он задает вопросы о том, как работают привычные вещи: от микроволновки до приложения в телефоне. Его интерес направлен на понимание внутренних механизмов».
Что это означает: Это основа системного мышления — желание понять не просто что делает объект, а как он устроен изнутри. Именно это желание «заглянуть под капот» движет многими IT-специалистами.
Как это проверить: Спросите у ребенка: «Как ты думаешь, как работает видеозвонок?» Его рассуждения, даже фантазийные, покажут, насколько ему интересно анализировать сложные системы.
Что видит родитель: «Он задает вопросы о том, как работают привычные вещи: от микроволновки до приложения в телефоне. Его интерес направлен на понимание внутренних механизмов».
Что это означает: Это основа системного мышления — желание понять не просто что делает объект, а как он устроен изнутри. Именно это желание «заглянуть под капот» движет многими IT-специалистами.
Как это проверить: Спросите у ребенка: «Как ты думаешь, как работает видеозвонок?» Его рассуждения, даже фантазийные, покажут, насколько ему интересно анализировать сложные системы.
Вопросы, которые возникают у каждого родителя
1. Как любовь к играм может перерасти в будущую профессию?
Игры построены на логике и правилах, поэтому играя ребенок неосознанно тренирует навыки важные для IT-профессий:
Программирование — это следующий логический шаг: переход от следования чужим правилам к созданию своих.
Игры построены на логике и правилах, поэтому играя ребенок неосознанно тренирует навыки важные для IT-профессий:
- Умение работать в условиях неопределенности
- Стратегическое планирование
- Поиск нестандартных решений
- Командное взаимодействие (многопользовательских играх).
Программирование — это следующий логический шаг: переход от следования чужим правилам к созданию своих.
Яркий пример — история создателя культовой игры Counter-Strike.
Ее разработчик, Минх Ле, начинал с модификаций (модов) для игры Half-Life. Это увлечение, знакомое многим подросткам, стало для него стартом карьеры и привело к одной из самых известных киберспортивных дисциплин в мире. Путь от игрока-исследователя до создателя — не фантастика, а реальная карьерная траектория.
Ее разработчик, Минх Ле, начинал с модификаций (модов) для игры Half-Life. Это увлечение, знакомое многим подросткам, стало для него стартом карьеры и привело к одной из самых известных киберспортивных дисциплин в мире. Путь от игрока-исследователя до создателя — не фантастика, а реальная карьерная траектория.
2. Какие скрытые таланты ребенка не показывает школьная программа
Школа учит запоминать и следовать инструкциям, но в современном технологическом мире ценятся креативность, критическое мышление и умение самостоятельно учиться.
Решать открытые задачи, у которых нет одного правильного ответа.
Те самые «странности» (исследование игровых механизмов, любопытство к устройству вещей, настойчивость) и есть проявление этих талантов. Школа может их не замечать или даже подавлять, но в IT они становятся суперсилой.
Многим подросткам это знакомо — в Minecraft не работает любимый мод. Вместо того чтобы бросить игру, они заходят на форумы, ищут гайды на YouTube, пробуют разные решения и в итоге сами всё чинят(!), проявляя чудеса изобретательности.
Найти, разобраться, применить — на работе в IT именно так и происходит. Никто не дает тебе готовых ответов, нужно самому искать информацию и экспериментировать.
Школа учит запоминать и следовать инструкциям, но в современном технологическом мире ценятся креативность, критическое мышление и умение самостоятельно учиться.
Решать открытые задачи, у которых нет одного правильного ответа.
Те самые «странности» (исследование игровых механизмов, любопытство к устройству вещей, настойчивость) и есть проявление этих талантов. Школа может их не замечать или даже подавлять, но в IT они становятся суперсилой.
Многим подросткам это знакомо — в Minecraft не работает любимый мод. Вместо того чтобы бросить игру, они заходят на форумы, ищут гайды на YouTube, пробуют разные решения и в итоге сами всё чинят(!), проявляя чудеса изобретательности.
Найти, разобраться, применить — на работе в IT именно так и происходит. Никто не дает тебе готовых ответов, нужно самому искать информацию и экспериментировать.
С какого языка программирования лучше начать, исходя из интересов ребёнка?
- Если он любит визуальный результат и создание игр (Roblox, Minecraft): оптимальным стартом будет Scratch (для младших школьников) или Lua (в среде Roblox Studio). Они наглядны и дают быстрый, зрелищный результат.
- Если его интересует веб-дизайн, создание сайтов и приложений: стоит обратить внимание на основы HTML/CSS и JavaScript. Это языки, результат работы которых виден сразу в браузере.
- Если его привлекают сложные системы и логические головоломки: можно начать с Python. Его синтаксис прост для понимания, но при этом это мощный язык, на котором пишут серьезные программы.
На пробном уроке методист поможет точнее определить, какой инструмент будет наиболее интересен и эффективен именно для вашего ребенка.
Детское увлечение имеет срок годности
И здесь многие родители совершают ошибку — они откладывают дело в долгий ящик со словами "Интересно, надо будет попробовать..."
А потом проходит год. И вместо конструктивного интереса вы можете наблюдать снижение мотивации. Природная любознательность может ослабнуть.
У детского увлечения есть свой «ресурс».
Если его поддержат, оно превратится в реальный навык и уверенность в своих силах, а если проигнорировать, может угаснуть.
Пробный урок это возможность проверить на практике и убедиться. За 60 минут вы получите простые ответы:
А потом проходит год. И вместо конструктивного интереса вы можете наблюдать снижение мотивации. Природная любознательность может ослабнуть.
У детского увлечения есть свой «ресурс».
Если его поддержат, оно превратится в реальный навык и уверенность в своих силах, а если проигнорировать, может угаснуть.
Пробный урок это возможность проверить на практике и убедиться. За 60 минут вы получите простые ответы:
- Ребенок поймет, что программирование — это творчество. Он не будет слушать лекции. Он сразу начнет делать: оживит персонажа, создаст простую анимацию. Увидит результат своих действий здесь и сейчас.
- Вы увидите разницу между игрой и созданием. Когда ребенок сам сделает свой первый цифровой проект, его отношение к компьютеру может измениться. Он почувствует себя не потребителем, а творцом.
- Получите конкретную обратную связь. Методист не будет говорить общими фразами. Он скажет: «Я заметил, что у вашего ребёнка хорошо получается [конкретный навык, например, видеть логические связи]. Вот на что можно сделать упор в дальнейшем».
Остался самый простой шаг
Запишитесь на бесплатный пробный урок и убедитесь, что у вашего ребёнка загорятся глаза